Дополнительная развивающая образовательная спортивно-эстетическая программа «Весёлый муравейник».
«Весёлые муравьи» выходят на гибкий путь.
Играем в «весёлых обезьянок», потом в «двух медведей», а потом убегаем от «каракатицы». Хорошо, начали!
Такие слова можно услышать на самой настоящей тренировке по дзюдо. Всё, как у взрослых, татами, тренер, кимоно. Только на ковре совсем юные создания – 4–6 – летние детишки вместе с родителями.
На занятиях у Александра Зайцева, Владимира Федичкина, Артема Белобородова в экспериментальных группах, которые организованы по инициативе тренерско – преподавательского коллектива «СДЮСШОР по дзюдо в 2006 году всё построено на игре и радости.
«Серьёзным тоном и словами объяснять малышам принципы дзюдо – невозможно, им будет не понятно и не интересно. Поэтому тренеры всё время шутят и играют»
Несмотря на это, уже через несколько занятий ребятишки привыкают к дисциплине, могут сосредоточиться на тренере, на упражнении. Тем не менее, главная цель этих тренировок — не обучение конкретным приёмам дзюдо, а физическое и психическое здоровье ребёнка, умение владеть своим телом, чувствовать и понимать партнера.
Нами разработана система занятий с такими крохами — дополнительная «Развивающая» образовательная спортивно-эстетическая программа «Весёлый муравейник». Родители правильно понимают, ребенок должен научиться умению общаться. Этому мы пытаемся научить через занятия.
А станут наши воспитанники впоследствии дзюдоистами – хорошо. Будут заниматься чем-то другим — тоже хорошо. Ведь то, что они получили на занятиях, все равно сделает их лучше и останется с ними навсегда. Детишки учатся взаимодействовать друг с другом, понимают, что толкаться можно, и это не агрессия, а борьба. Что падать совершенно не страшно и не больно.
Мы не занимаемся с детьми по иностранным методикам. Инициативу проведения занятий с дошкольниками поддержал в 1985 году бывший директор Приборостроительного завода Потапов, но тогда они имели совсем иной вид.
Тренировки проходили на базе детского комбината «Тюльпан» в двух экспериментальных группах. В течение года занятия проводились под руководством высококвалифицированного тренера – преподавателя по разработанной им программе два раза в неделю.
Анализ работы показал. В сравнении с обычными группами, ребятишки, занимавшиеся в экспериментальной группе реже болели, больше отжимались и подтягивались, меньше уставали, были жизнерадостные и весёлые.
За годы работы накапливался опыт, что и позволило тренерско-преподавательскому коллективу школы создать собственную программу.
Основные задачи программы – комплексное и всестороннее развитие личности ребёнка, подготовка его к школе, социальная адаптация.
Созданная инновационная спортивно-эстетическая программа для детей дошкольного возраста «Весёлый муравейник» совместно с МОУДОД «ЦДТ» успешно реализуется.
Занятия проводятся по следующим предметам:
- дзюдо (заинтересованность к занятиям дзюдо, а через него к физическому совершенствованию; — формирование физической культуры ребёнка);
- развивающие игры (развитие внимания, памяти, мышления, воображения, навыков самоконтроля и творческой активности);
- ритмика (развитие крупной моторики, освоение основных видов движения);
- пение (формирование художественного вкуса, навыков коллективного пения, прослушивание музыки).
Основная часть задач, стоящих перед педагогами, работающими над этой программой, выполняется. Воспитанники группы, поступавшие в первый класс общеобразовательных школ города, были готовы к обучению в интеллектуальном, мотивационном, эмоциональном и социальном плане.
Многие дети продолжают обучение в СДЮСШОР по дзюдо, а некоторые в Центре детского творчества.
Бесспорно, что в системе дополнительного образования детей долго и плодотворно работают только те, кто самоотверженно предан детям, кто свой талант и высокий профессионализм отдаёт воспитанникам, потому что их любит и в каждом из них уважает личность, кто учит их мудрости жизни, и прививая нормы нравственности, сам непрестанно учится у детей и воспитывает их не назиданием, а собственным образом жизни. Именно такие люди создают неповторимую атмосферу творчества, заботы и уюта, которая царит в нашей школе.
Так с 2006 – 2007 учебного года в работу МОУ ДОД «СДЮСШОР по дзюдо» введены направления: «Творчество», «Досуг», «Социальный опыт».
Новизна направления «Творчество» заключается в обновлении сущностного смысла этого понятия. И мы рассматриваем творчество, с одной стороны, как средство развитие личности ребёнка, а с другой стороны, творчество – это как высшая ступень учебной деятельности.
Поэтому тренерско – преподавательский коллектив считает, что в детях необходимо:
- развивать самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление;
- формировать умения перенести знания, умения, навыки и способы умственных действий в новую ситуацию;
- обучить умению комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).
Для реализации этого направления в СДЮСШОР по дзюдо проводятся различные театрализованные и музыкальные праздники с участием воспитанников разного возраста, что даёт детям возможность развивать и проявлять не только физические, но и творческие способности.
Направление «Досуг» представляет собой организацию культурно — досуговой деятельности. При этом важно, чтобы формирующее воздействие на детей было специально организовано, велось по программе.
Актуальность этой деятельности заключается в том, что в меняющихся условиях современной жизни города можно активно влиять на интересы детей, формировать их вкусы.
Организация досуговой деятельности детей в МОУ ДОД «СДЮСШОР по дзюдо» призвана:
- снимать физическое и психическое утомление, восстанавливать растраченные силы;
- дать наслаждение и доставить удовольствие от участия и просмотра рекреационно – развлекательных мероприятий;
- обеспечить развивающе — воспитывающий характер досуговой деятельности;
- направить её на духовное обогащение и совершенствование личности ребёнка.
Направление «Социальный опыт» осуществляется в процессе социальной адаптации ребёнка к условиям современной жизни, вызвано деятельностью по ослаблению стихийных влияний социума.
Эта работа осуществляется через учебную деятельность и через развлекательные мероприятия, где ребята реализуют свои потребности в неформальном общении со своими сверстниками, в занятиях художественными видами деятельности.
При определении задач направление «Социальный опыт» мы исходим из понимания социального назначения МОУДОД «СДЮСШОР по дзюдо», которое проявляется в формирующем воздействии на один из основных элементов социальной жизни – подрастающее поколение. Социализация личности ребёнка происходит через содействие становлению человека как существа подлинно общественного, сознательного и реального субъекта социального развития.
Задачи этого направления:
Содержание учебно-воспитательного процесса в МОУ ДОД «СДЮСШОР по дзюдо» определяется интересами детей и возможностями педагогического коллектива. На протяжении всего периода обучения тренеры-преподаватели активно работают с родителями, которые оказывают огромную помощь в организации и проведении различных мероприятий. Основные направления организации работы педагогического коллектива МОУ ДОД «СДЮСШОР по дзюдо» с семьей: Формы работы с семьей: Из всех возможных в городе Трёхгорном программ для детей дошкольного возраста родители выбирают существующее пространство детского удовольствия, которое реализуется в «СДЮСШОР по дзюдо».
Так как дополнительная «Развивающая» образовательная спортивно-эстетическая программа «Весёлый муравейник» это авторская программа, необычные игры и праздники, построенная на детском любопытстве. Все, что его подпитывает — есть в ней.